Благотворительный фонд «ГАЛЧОНОК»

Друзья

Пятое важное слово — «друзья»

Все мы знаем, что человек не может прожить без взаимодействия с другими людьми, без включенности в самые разные социальные ситуации и без тех социальных ролей, которые он выполняет. По мере роста и развития человека меняется его социальное окружение и его социальные роли. Младенец больше всего взаимодействует с близкими взрослыми. У ребенка постарше появляются новые знакомые — взрослые и дети вне семьи. У дошкольника уже есть друзья и любимые тети и дяди из числа друзей семьи. В школе количество социальных контактов еще увеличивается, а взаимоотношения со сверстниками становятся более сложными и разнообразными. Постепенно ребенок учится взаимодействовать и с незнакомыми людьми в общественных местах. Любой человек разделяет социальные ситуации, в которых он оказывается, на приятные и не очень, выделяет значимые, дружеские контакты и неважные или неприятные. Социальное взаимодействие и опыт взаимоотношений с людьми — важная часть развития личности.

Результаты исследований демонстрируют, что у детей с инвалидностью, по сравнению с их сверстниками с обычным развитием, значительно меньше контактов и опыта социального взаимодействия. Поэтому сегодня специалисты все чаще говорят о том, что создание условий для включения ребенка с нарушениями в жизненные ситуации и развитие у него опыта взаимодействия с другими людьми требует особого внимания. 

Создавая программы помощи детям с нарушениями, мы должны включать в них групповые активности, делать акцент на поддержании взаимодействия со сверстниками и оставлять время и пространство для совместной свободной игры. Следует помнить, что особое значение имеет не количество детей, с которыми встречается ребенок, а качество взаимодействия с ними. Для любого ребенка важно выделять хорошо знакомых ему детей и взрослых, учиться дружить, делиться игрушками, вместе есть, что-то мастерить, придумывать совместные игры. Многим детям с инвалидностью для этого необходима помощь и поддержка взрослых.

Конечно, особенности и нарушения ребенка оказывают влияние на его способность взаимодействовать с другими людьми. Однако социальные отношения не обязательно подразумевают какое-то сложное поведение — даже люди с очень тяжелыми и множественными нарушениями могут научиться взаимодействовать с другими людьми и включаться в самые разные жизненные ситуации. Для того чтобы это происходило, необходимо дать ребенку достаточное количество времени, — чтобы он мог постепенно и согласно своему желанию и интересу включаться в те или иные ситуации, избегая стресса, выделяя и осмысляя те элементы коммуникации, которые приносят ему удовольствие и дают радость. Это могут быть очень простые вещи: прикосновения, звуки, движения, простые действия с игрушкой, песенка или стишок-потешка. Чем тяжелее нарушения ребенка, тем больше времени ему понадобится на освоение совместной игры или совместной активности. И в этом случае взрослый должен быть максимально чувствителен к сигналам ребенка, должен уделять повышенное внимание предсказуемости своих действий, 

Социальное взаимодействие и дружба готовят ребенка к более широким и сложным отношениям, которые станут важными в юности и во взрослой жизни. С самого раннего детства мы рассматриваем дружбу и включенность в многообразные социальные ситуации с позиций их важности для взрослой жизни.

Мой кит
В Личном кабинете вы можете настроить рекомендации, выбрав интересующие вас теги. Выбор предпочтений доступен в Эфире, Новостях, Медиа, Библиотеке