Еще одно важное слово — «фитнес».
На первый взгляд кажется, что «фитнес» в том смысле, в котором мы его ежедневно используем, не имеет никакого отношения к детям и подросткам с нарушениями развития. Однако если вспомнить словарное значение этого слова в широком смысле, то станет понятно, что к фитнесу мы относим все то, что помогает нам быть в хорошей физической форме: достаточное питание, физическую активность и тренировки, режим дня, включающий нагрузки и активность, отдых и сон. Кажется, что бесконечные тренировки и занятия упражнениями, из которых состоит жизнь множества детей с нарушениями, должны полностью удовлетворить их потребность в фитнесе, но это совсем не так.
Исследования показывают, что состояние общего здоровья у детей, подростков и взрослых людей с инвалидностью значительно хуже, чем в среднем в популяции. Это касается не только областей, непосредственно связанных с патологией, которая есть у человека. Жизнь многих людей с инвалидностью сопровождается развитием значительно большего количества факторов риска для здоровья (по сравнению с людьми без нарушений), связанных с недостаточной физической активностью, несбалансированным питанием, нарушениями сна. Например, результаты многочисленных исследований демонстрируют, что взрослые люди с аутизмом имеют больше проблем со здоровьем, чем в среднем в популяции. Так, одно из исследований в США продемонстрировало, что люди с аутизмом:
Мы знаем, что многие дети с тяжелым церебральным параличом имеют нарушения питания и не получают достаточного количества основных пищевых веществ. Кроме этого, мы знаем, что лечебная физкультура и упражнения, которые рекомендуются детям с нарушениями развития, не отвечают их индивидуальным потребностям и не включают все необходимые компоненты физической активности.
Многие годы программы физической реабилитации были направлены на исправления нарушений ребенка, но при этом не использовались все возможные подходы к поддержанию физической активности, развитию силы мышц, равновесия, подвижности. Многие годы мы недостаточно использовали спорт — как важнейшую возможность для поддержания физической формы детей и подростков с инвалидностью.
Рассуждая о фитнесе, мы часто забываем о режиме дня ребенка, его активности и необходимом количестве отдых и сна — значимых факторах, снижающих стресс и поддерживающих развитие. В этом смысле все наши программы помощи должны быть экологичны по отношению к ребенку и поддерживать его способность к регуляции, контролю стресса и необходимому отдыху. Нет такой программы реабилитации, ценность которой перевешивала бы базовые потребности ребенка в отдыхе, сне и питании!
Все это убеждает нас в том, что специалистам и родителям необходимо сфокусироваться на регулировании здоровья ребенка, ориентируясь именно на более широкое понимание смысла слова «фитнес», и уделять программам поддержания физической активности и фитнесу в целом самое пристальное внимание.
В каждом конкретном случае мы должны анализировать особенности и потребности ребенка, выделять компоненты здоровья, требующие развития и поддержки. Кроме этого, мы должны с особым вниманием относиться к риску ухудшения состояния здоровья ребенка, который может быть связан с развитием вторичных осложнений (контрактур, деформаций и др.), а также к риску ухудшения функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые часто сопровождают нарушения в развитии.