Благотворительный фонд «ГАЛЧОНОК»

Синдром Ретта

Синдром Ретта — генетическое заболевание психоневрологического характера, которое впервые было выявлено австрийским неврологом Андреасом Реттом в 1954 году. В 1966 году Ретт опубликовал свое исследование, посвященное синдрому, однако только в 1983 году синдром был признан научным миром и получил свое название, чему послужила публикация шведского исследователя Бенгдта Ханберга, который выделил и сформулировал основные признаки, свойственные синдрому. 

Синдром Ретта — это генетическое нарушение, характеризующееся генной мутацией, при которой мутирующий ген находится в Х-хромосоме, что определяет гендерное распределение синдрома. Синдром Ретта гораздо чаще встречается у девочек, так как у них две Х-хромосомы, тогда как у мальчиков всего одна Х-хромосома, и генная мутация в ней способна привести к гибели плода. Синдром Ретта у мальчиков может сопровождаться хромосомной полисомией по Х-типу (синдром Клайнфельтера), то есть наличием дополнительной Х-хромосомы, или иметь атипичную форму.

Синдром Ретта представляет собой прогрессирующее генетическое заболевание, внутри которого выделяется несколько стадий. Синдром характеризуется выраженными двигательными и интеллектуальными нарушениями, полным или частичным отсутствием вербальной речи, нарушениями со стороны дыхательной системы, микроцефалией и судорогами. Внутриутробное развитие, роды и первые месяцы жизни ребенка обычно протекают без осложнений, что затрудняет раннюю диагностику синдрома.

С течением развития заболевания начинают проявляться его характерные признаки, на основании которых может быть поставлен диагноз. Для диагностики синдрома проводятся генетические исследования, в том числе пренатальные, и инструментальная диагностика внутренних органов. Частота возникновения синдрома Ретта составляет 1:10000 ‒ 1:15000 от общего числа новорожденных.

Существуют различные теории о причинах возникновения синдрома, большинство из которых говорят о наследственной природе синдрома: мутирующий ген передается ребенку с Х-хромосомой отца, чаще девочке (которая наследует от отца Х-хромосому). Однозначного мнения относительно этиологии синдрома Ретта в данное время не существует.

Стадии синдрома Ретта

1. Ранее развитие

В первые месяцы жизни ребенок развивается нормально — период нормального развития может длиться от 6 месяцев до двух лет, чаще 10‒12 месяцев. Первые признаки синдрома могут быть стертыми и проявляются не у всех детей, среди них выделяют: недоразвитие кистей и ступней, широкий разрез глаз и особенную форму головы с выступающим лбом. Некоторые исследователи говорят о снижении у детей двигательной и исследовательской активности. Период нормального развития прекращается внезапно — наступает пауза, которая сопровождается замедлением темпа роста и утратой прежних интересов. Остановка в развитии может продлиться несколько месяцев. 

2. Регресс

На второй стадии развития заболевания ребенок теряет приобретенные ранее навыки, в том числе двигательные и речевые. Начинают появляться насильственные движения (в числе прочего и насильственный крик) и стереотипии по типу «мытья рук», утрачивается способность к совершению произвольных движений руками. Картина эмоционально-волевого развития ребенка напоминает клиническую картину при аутизме. Регрессивные процессы происходят быстрыми темпами. Наблюдаются нарушения со стороны дыхательной системы, нарушения сна, в некоторых случаях стадия регресса сопровождается дебютом эпилепсии.

3. Плато

В среднем эта стадия охватывает старший дошкольный и школьный возраст. Состояние ребенка стабилизируется, возобновляется рост и набор веса. Могут возвращаться некоторые утраченные навыки и формироваться новые. Эмоциональное состояние ребенка выравнивается, потребность в эмоциональных контактах становится более очевидной для окружающих. Интеллектуальные нарушения становятся четко очерченными. Качество сна улучшается, тревожность снижается, у большинства детей на этой стадии происходит дебют эпилепсии.

4. Поздний регресс

Четвертая стадия имеет стертые границы — в некоторых случаях сложно отследить ее наступление. Стадия позднего регресса характеризуется ухудшением со стороны двигательной сферы, снижается мышечная сила, некоторые люди постепенно утрачивают способность к самостоятельному передвижению. Возникает нарушение кровоснабжения нижних конечностей, что может привести к формированию язв. Эпилептическая активность снижается и может прекратиться совсем.

Атипичные формы синдрома Ретта

Мозаичная форма синдрома Ретта

Наиболее распространенная из атипичных форм. Мозаичную форму отличает наличие различных неврологических симптомов, которые медленно прогрессируют и впоследствии образуют клиническую картину, соотносящуюся с синдром Ретта. Нарушения со стороны двигательной сферы заметно менее выражены.

Синдром Ретта с сохранной речью 

У детей с этой формой синдрома полностью или частично сохраняются речевые функции, понимание ими обращенной речи также оценивается как более высокое. Часто отмечаются эхолалии (повторение ранее слышанных слов, фраз и предложений вне контекста). Общая клиническая картина напоминает клиническую картину при аутизме.

Врожденный синдром Ретта

Самая редкая из атипичных форм синдрома. Характеризуется отсутствием периода нормального развития. Некоторые исследователи связывают возникновение этой формы с сопутствующими неврологическими нарушениями.

Несмотря на обилие соматических проблем жизнь ребенка с синдромом Ретта, как и жизнь любого другого ребенка, не должна состоять только из медицинского ухода и наблюдения. Для детей с синдромом Ретта также очень важно поддерживать общение со сверстниками и родными, иметь возможность влиять на свою жизнь и делать самостоятельный выбор, важно иметь пространство для обучения новому и получения удовольствия от различной деятельности, развивать физическую активность и строить планы на будущее.

Необходим комплексный подход к реабилитации детей с синдромом Ретта, который позволит ребенку приобретать и развивать новые навыки и восстанавливать утраченные. В процессе реабилитации должны учитываться такие аспекты, как:

  • развитие коммуникативных навыков (в том числе обучение ребенка использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации),
  • поддержание двигательной активности и предотвращение возникновения вторичных нарушений (риск образования которых высок у ребят этой группы),
  • создание условий, позволяющих ребенку достичь максимального уровня самостоятельности в рутинных процессах,
  • оказание психологической поддержки семье ребенка, в том числе сиблингам (сестрам и братьям ребенка).

Источники

  1. Информационный ресурс о синдроме Ретта в России: http://xn--e1avha.xn--p1ai/retta.
  2. Казанцева Л. З., Улас Ю. В. Синдром Ретта у детей // Лечащий врач. 1998. №06. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.lvrach.ru/1998/06/4527228.
  3. Дети с синдромом Ретта. М.: Теревинф, 2009.

Материал подготовлен АНО «Физическая реабилитация».

Мой кит
В Личном кабинете вы можете настроить рекомендации, выбрав интересующие вас теги. Выбор предпочтений доступен в Эфире, Новостях, Медиа, Библиотеке