МКФ позволяет эффективно анализировать возможности и трудности человека, связанные с состоянием его здоровья. Данная классификация основана на холистическом (целостном) понимании здоровья, рассматривает универсальные составляющие функционирования человека, а не описывает только этиологию и специфику конкретного заболевания или травмы.
В МКФ используется нейтральный язык, описываются сильные стороны и возможности индивида, а не только нарушения и ограничения. Кроме этого, МКФ рассматривает все многообразие связей между различными составляющими здоровья и определяет инвалидность как одно из состояний человека, а не считает ее лишь неблагоприятным исходом болезни. Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал опыт инвалидности!
Международная классификация функционирования является инструментом:
для ведения конкретных случаев и используется для оценки, планирования, вмешательства, оценки результата, для кейс-менеджмента и ведения документации,
для описания возможностей, трудностей и особенностей человека,
для определения проблем, анализа их причин и следствий на уровне активности, нарушений, участия и среды, а также для поиска путей их решения проблем,
для развития междисциплинарного языка и коммуникации вокруг темы инвалидности и жизни людей с инвалидностью,
для сбора статистических данных об инвалидности,
для продвижения практики инклюзии, толерантности и этичного отношения к людям с инвалидностью и нарушениями здоровья,
для изменения системы помощи и реабилитационных сервисов.
МКФ позволяет анализировать влияние одних компонентов здоровья на другие, а также влияние того или иного вмешательства (воздействия) на функционирование конкретного человека.
Например, коляска активного типа для 3-летнего ребенка с церебральным параличом — это фактор воздействия на физическое окружение (коляска — элемент среды):
передвижение на коляске развивает активность ребенка — не только мобильность, но и другие виды активности (игру, возможность продуктивной деятельности, способность одеваться);
наличие коляски помогает включаться в социальные ситуации, то есть способствует участию;
коляска создает условия для взаимодействия со сверстниками на площадке, позволяет включиться в жизнь группы в детском саду;
использование коляски стимулирует развитие самостоятельности, независимости и самооценки ребенка, то есть влияет на развитие личности;
наконец, коляска влияет на развитие силы мышц, на способность удерживать равновесие сидя, на функции распределения веса, на развитие выносливости и многих психологических и когнитивных функций.