Благотворительный фонд «ГАЛЧОНОК»

Социальное взаимодействие

Человек не существует вне социума

Социальное взаимодействие — неотъемлемый и постоянный фактор всей нашей жизни. С момента рождения ребенок становится участником самого главного взаимодействия в своей жизни — взаимодействия с мамой — именно в этом тесном контакте с самым близким человеком закладывается базовое доверие ребенка к окружающему миру, формируются привязанность и первые навыки общения. 

В первые недели жизни общение с мамой заключает в себе все социальное взаимодействие ребенка. Мама удовлетворяет все его потребности, выступает главным источником удовольствий и информации об окружающем мире, именно на ее появление ребенок начинает реагировать особым образом — двигаться, улыбаться, гулить. Потом к этому маленькому кругу взаимодействия подключается папа, и они с мамой составляют первый, самый близкий социальный круг ребенка. Впоследствии на этот круг будут наслаиваться другие, более широкие круги, но то, что закладывается в первом круге, составит основу, опираясь на которую ребенок будет выстраивать свои отношения с другими людьми. 

В следующем круге ребенок начинает активно взаимодействовать с бабушками и дедушками, сиблингами, няней, близкими родственниками и друзьями семьи. 

Затем круг расширяется еще больше, и в него начинают входить незнакомые люди, которых ребенок встречает на детской площадке, в магазине, поликлинике. Этот круг уже не является таким постоянным и предсказуемым, как первые два, люди в нем часто меняются, появляются и исчезают. 

После ребенок сталкивается с новым этапом, на котором ему предстоит выстраивать отношения с коллективом сверстников — сначала в детском саду, затем в школе, различных кружках и секциях. Кроме того, в этом круге присутствуют и новые взрослые — воспитатели, учителя, тренеры, — с каждым из которых ребенку предстоит наладить взаимодействие. 

Следующий, самый широкий круг включает в себя все институты, с которыми может взаимодействовать взрослый человек. В этом круге объединяются все предыдущие круги и опыт, полученный в них. 

Человек образует свой собственный близкий круг, когда создает семью, расширяет этот круг, принимая в него друзей, сам является частью коллектива на работе, вступает во взаимодействие с незнакомыми людьми. 

Во всех описанных социальных кругах человек выступает участником различных коммуникативных (социальных) ситуаций. К коммуникативным ситуациям относятся такие ситуации, как:

  • прием пищи в кругу семьи и друзей;
  • обсуждение совместного досуга и планов;
  • совместные прогулки, парные и групповые игры;
  • общение с продавцами, врачами, представителями различных служб и сервисов;
  • прохождение собеседований, участие в коллективных обсуждениях и так далее.

В ходе любой коммуникативной ситуации между ее участниками происходит взаимодействие, при этом участники могут выполнять разные социальные роли: ребенок, сестра, внучка, подруга, воспитанница, ученица, коллега, жена, знакомая или случайная прохожая. Коммуникативные ситуации и социальные роли, которые мы в них выполняем, усложняются и множатся — так же, как социальные круги. Такое усложнение требует от человека определенных навыков и умений — коммуникативных компетенций. Основой для овладения коммуникативными компетенциями выступает предшествующий опыт человека.

Будет ли ваш ребенок общаться успешно?

Следует учитывать, что формирование коммуникативных компетенций начинается в самом раннем возрасте, еще в доречевом периоде, когда ребенок только начинает проявлять коммуникативное поведение. Успешность усвоения ребенком коммуникативных навыков во многом будет зависеть от того, какие ответы на свою коммуникативную инициативу он получает от близких взрослых. Будут ли их реакции адекватны запросу ребенка, будет ли он чувствовать себя безопасно в моменты самовыражения, будет ли он уверен в том, что может положиться на другого человека. 

Чтобы быть успешным в социальном взаимодействии, человеку необходимо:

  • понимать контекст ситуации,
  • уметь использовать и актуализировать свой прошлый опыт,
  • замечать и анализировать поведение тех, с кем он взаимодействует,
  • регулировать собственное поведение…

… — изо всех этих компонентов и складываются коммуникативные компетенции. Под развитыми коммуникативными компетенциями мы понимаем некий набор адаптивных ответов, которые используются человеком в зависимости от ситуации, и возможность придумать новый адаптивный ответ, если человек сталкивается с незнакомой для себя коммуникативной ситуацией. 

С расширением социальных кругов человеку требуется умение быстро переключаться между социальными ролями, способность выступать инициатором общения, отстаивать свои границы и завязывать новые знакомства. Ему необходимо научиться выстраивать и поддерживать глубокие доверительные отношения, разрывать и прекращать отношения, которые становятся для него небезопасными.

Литература

  • Бриш К. Теория привязанности и воспитание счастливых детей. М.: «Теревинф», 2019.
  • Бронфенбреннер У. Теория экологических систем // Шесть теорий развития ребенка: пересмотренные формулировки и актуальные проблемы. Бристоль: Джессика Кингсли, 1992. С. 187‒249.

Photo by Nathan Dumlao on Unsplash

Мой кит
В Личном кабинете вы можете настроить рекомендации, выбрав интересующие вас теги. Выбор предпочтений доступен в Эфире, Новостях, Медиа, Библиотеке