Благотворительный фонд «ГАЛЧОНОК»

Классификация коммуникативных функций и навыков (CFCS)

The Communication Function Classification System (СFCS)   представляет собой классификацию коммуникативных функций и навыков человека. Благодаря данной классификации специалисты могут использовать единый язык, говоря о том, как человек справляется с повседневными коммуникативными задачами.

Изначально классификация была разработана для людей с ЦП, а в настоящее время она адаптирована для людей с различными нарушениями, имеющими трудности в коммуникации разной степени выраженности.

СFCS учитывает понимание человеком сообщений, отправляемых ему другими людьми, с одной стороны, и способность человека отвечать на получаемые и отправлять собственные сообщения — с другой стороны.

CFCS является удобным инструментом как в области научных исследований, так и в сфере оказания услуг помощи ребенку, — т. е. в областях, где принципиально важно для решения тех или иных задач определить уровень эффективности коммуникации. CFCS дает возможность специалистам обмениваться конкретной информацией о ребенке и внутри одного учреждения, и между разными учреждениями. Например, знание коммуникативного уровня ребенка может помочь физическому терапевту в процессе выстраивания взаимодействия с ребенком и сделать его более продуктивным, что, в свою очередь, отразится на качестве самих занятий.

Уровень ребенка по классификации СFCS могут определить родители или хорошо знакомые с семьей специалисты, эта процедура не требует проведения специализированных тестов и заполнения опросников.

CFCS анализирует коммуникативные процессы в повседневной жизни ребенка, общение в кругу семьи, детском саду или школе (коммуникация с близкими и знакомыми партнерами), особенности его коммуникации в различных «внешних» ситуациях: посещение врача, поход в магазин и (коммуникация с незнакомыми партнерами). Все эти области оцениваются с точки зрения успешности коммуникации, при этом под коммуникацией понимается следующее: ребенок посылает собственные сообщения, замечает сообщения от других, обрабатывает их и отвечает на них. Успешная, или эффективная, коммуникация возможна тогда, когда отправляемые человеком сообщения понятны для окружающих, а принимаемые сообщения понимаются им и стимулируют соответствующие ответы. При этом важно учитывать не только вербальный способ получения и отправления сообщений, но и общение с помощью различных средств АДК.

CFCS включает в себя пять уровней:

1. Успешный отправитель и получатель сообщений в процессе коммуникации со знакомыми и незнакомыми людьми.

Ребенок свободно понимает «входящие» сообщения, передает свои сообщения и одновременно выступает в обеих ролях. Общение происходит легко, в комфортном темпе для всех участников процесса (как знакомых, так и незнакомых). Непонимания в общении быстро решаются и не отражаются на продуктивности коммуникации.

2. Успешный замедленный отправитель и получатель сообщений, коммуницирующий со знакомыми и незнакомыми людьми.

Ребенок выступает в роли отправителя и получателя сообщений, общаясь как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, однако ему может требоваться дополнительное время, чтобы понять сообщение или сформулировать и высказать свое. Непонимания в общении, как правило, разрешаются без посторонней помощи и не влияют на продуктивность коммуникации. Общий темп общения снижен.

3. Успешный отправитель и получатель сообщений со знакомыми партнерами.

Ребенок легко понимает и отправляет сообщения, но только в процессе коммуникации со знакомыми людьми. С незнакомыми общение часто неэффективно.

4. Иногда успешный отправитель и получатель сообщений со знакомыми партнерами.

Возможные варианты коммуникации: 1) иногда успешный отправитель и получатель; 2) успешно отправляет сообщения, но плохо понимает; 3) хорошо понимает сообщения, но плохо отправляет.

5. Редко успешно отправляет и принимает сообщения даже со знакомыми людьми.

Ребенок ограничен как отправитель и получатель. Для большинства людей коммуникация ребенка непонятна. Ребенок плохо понимает обращенную к нему речь. Иногда коммуникация бывает успешной со знакомыми людьми.

Наряду с параметром эффективности одним из основных критериев, который определяет разницу между уровнями коммуникативных функций, выступает скорость обмена сообщениями. Следует учитывать, что скорость привычного для нас вербального общения всегда выше, чем скорость общения с использованием АДК. Однако в зависимости от средства коммуникации и компетенций человека она может быть максимально приближена к скорости общения с помощью устной речи. 
 

Классификация CFCS не выявляет причинно-следственные связи, объясняющие возникновение коммуникативных трудностей, не прогнозирует возможные улучшения и ухудшения в развитии коммуникативных навыков ребенка. Для получения таких данных необходимо проведение углубленной диагностики коммуникативных функций, наблюдение за ребенком и его взаимодействием с родителями, с другими детьми и посторонними людьми, изучение его опыта и анализ всех его потребностей. CFCS только задает нам рамку, указывая на уровень эффективности коммуникации ребенка в конкретный момент времени. Эта рамка весьма условна, так как может меняться в зависимости от отсутствия / наличия у человека подходящего средства коммуникации, а также в зависимости от его опыта использования такого средства.

Подробно о CFCS-классификации можно прочитать на официальном сайте (англ.яз.): http://cfcs.us/

Photo by Martin Lundgren from FreeImages

Мой кит
В Личном кабинете вы можете настроить рекомендации, выбрав интересующие вас теги. Выбор предпочтений доступен в Эфире, Новостях, Медиа, Библиотеке