«Функция» — это первое и самое важное слово.
Оно относится ко всем действиям, которые люди совершают каждый день. Ко всему тому, что наполняет нашу жизнь смыслом — любые наши занятия, работа, выполнение самых разных задач. Для каждого ребенка в этом слове заключено все, что он уже освоил, и то, что его ждет впереди: ходьба, общение с друзьями, умение вытащить чашку из шкафа или ехать на велосипеде, игра в куклы или машинки, учеба в школе. Именно это слово определяет нашу независимость в повседневных ситуациях. Функция для ребенка — это «Я могу! Я справляюсь! Я умею!»
Большинство специалистов по реабилитации скажут, что они давным-давно именно это и делают — тренируют навыки, которые помогут детям стать самостоятельными и многое уметь. Что же изменилось за последние годы в понимании слова «функция»?
Во-первых, раньше считалось, что концентрировать внимание нужно на структурах и функциях организма, то есть на биологической составляющей навыков. Мы учим ребенка сгибать руку, и потом он сам собой научится действовать рукой во время еды. Сегодня мы понимаем, что только тренировка самой активности ведет к освоению этой активности. И сегодня в процессе реабилитации мы помогаем ребенку освоить навыки и использовать их в реальных ситуациях.
Во-вторых, мы привыкли думать, что с самого раннего возраста ребенок должен ежедневно выполнять определенный набор активностей,— например, ходить или говорить, — мы всегда считали, что «так положено», что это «нормально» и правильно, и принимали типичное («нормальное») развитие за стандарт. Но это ведь совсем не верно! Есть далеко не единственный самый правильный способ выполнить то или иное действие. У каждого из нас есть вариативность движений и существенный арсенал различных действий. Кроме того, вспомните, что и обычные дети в период освоения навыка могут многократно «ошибаться» и часто действуют совсем не «правильно».
В окружающей нас жизни полно «неправильного»: левши, люди, которые пишут только с помощью компьютера, поскольку не могут писать от руки быстро или сколько-нибудь понятно. Мы нарушаем развитие ребенка, заставляя его быть «нормальным» и не позволяя интуитивно осваивать адаптированные навыки, самостоятельно действовать и решать важные для его возраста задачи. И если задуматься: можем ли мы приносить развитие активности и участия в жертву «нормальности»?
В-третьих: раньше мы считали, что навыки формируются в процессе занятий со специалистами. Именно время, проведенное в реабилитационном центре, родители и специалисты считали, а многие и сейчас считают, наиболее ценным и продуктивным. Находясь во власти этой идеи, семьи стараются, использовать любые ресурсы, чтобы ребенок мог получить как можно больше реабилитационных услуг в центрах под руководством специалистов. Время же, которое ребенок проводит дома, не расценивается родителями как время роста и развития навыков и не считается продуктивным. Ежедневно мы видим детей, которые едят в коридорах, гуляют по дороге от социального такси до дверей центра, спят в машине. Но навыки не формируются в таких условиях! Маленький ребенок осваивает мир и движения прежде всего в процессе выполнения рутинных дел, в стабильной и поддерживающей среде, в привычной домашней обстановке. На освоение каждого навыка нужно время и поддержка взрослого. Важные ежедневные дела — это и есть самый важный процесс и результат любой реабилитации.
Именно слово «функция» принципиально изменило концепцию реабилитации. Сегодня в процессе реабилитации мы помогаем ребенку освоить повседневные навыки и использовать их в реальных ситуациях с осязаемой конечной целью. Мы всегда обсуждаем функцию как средство, направленное на раскрытие потенциальных способностей ребенка, и одновременно как способ реализации этих способностей. И нашей задачей является сокращение разрыва между потенциалом и его реализацией.
Слово «функция» изменило родителей и специалистов. Теперь мы стремимся дать ребенку возможность справиться с конкретной задачей, думаем о том, как мы можем преобразовать окружающую его среду так, чтобы он осваивал пусть даже и адаптированные, но всегда целенаправленные навыки, приводящие к реальному результату, чтобы он действовал и решал важные для себя задачи.
Наблюдая за ребенком, мы ищем все новые и новые пути и функции, которые приблизят его к самостоятельности, включаем их в повседневность и снова и снова адаптируем среду — чтобы поддержать прогресс в развитии.
Слово «функция» помогает нам понять, что нужно делать, чтобы любая способность ребенка могла реализовываться в повседневной жизни. Ведь именно в этом и состоит суть философии развития: я развиваюсь — значит, я могу делать все больше и больше разных вещей независимо!