Благотворительный фонд «ГАЛЧОНОК»

Выбор физической активности и спорта

Из-за особенностей развития детям и подросткам с нарушениями проще включиться в занятия и поддерживать уровень своей физической активности, если эти занятия проходят регулярно и являются частью распорядка дня и расписания жизни на неделю. Мы помним, что повседневная стабильность и присутствие у ребенка с особенностями развития чувства контроля за происходящим помогают ему включаться в любые активности. 

Известный тренер, автор программ по фитнесу для детей и подростков с расстройствами аутистического спектра, Дэвид Геслак (David S. Geslak) говорил: «Начните с одного упражнения, которое вы выполняете с ребенком один раз в день. Создайте таким образом рутину: “Мы занимаемся физкультурой”. Затем увеличивайте количество повторений упражнения, затем прибавьте еще одно упражнение. Так вы сделаете физкультуру частью жизни ребенка».

Перед взрослыми, которые организуют занятия, направленные на поддержание уровня физической активности ребенка или подростка с нарушениями развития, встает вопрос выбора вида этой активности. Мы можем выбрать структурированную физическую активность (упражнения или тренировки), а также физические нагрузки в течение дня: подвижные игры, активное перемещение, повседневные дела, требующие физических усилий.

Обычно, когда мы говорим о физической активности, мы имеем в виду только тренировки (структурированную физическую активность). Однако полезное количество физической активности значительно возрастает, если увеличить время, которое ребенок передвигается пешком, поднимается/спускается по лестнице, доезжает до конечного пункта вашей прогулки и обратно на самокате или на велосипеде. Превращение пассивного времени (которое ребенок проводит сидя) в активное (время физической деятельности ребенка) достигается изменением среды и продуманной, эргономичной организацией специального рабочего места — например, какую-то часть уроков ребенок может делать, стоя в вертикализаторе; или можно расположить на полке необходимые школьные принадлежности так, чтобы ребенок в процессе выполнения домашних заданий был вынужден за ними вставать. 

Когда мы придумываем для ребенка подвижные игры, это не обязательно должны быть только пятнашки или игры с мячом. Мы можем модифицировать привычные игры так, чтобы увеличить в них количество активных перемещений, — например, можем ввести для этого новые правила.

Мама Глеба, мальчика 6 лет с РАС, придумала для него игру с кубиком. Ее целью было научить Глеба считать точки на игровом кубике, совершать нужное количество действий, а также выполнять ходы по очереди. Все вышеперечисленные действия вызывали у ребенка затруднения: Глеб с трудом считает, ему сложно ждать очереди. Мама предполагала, что напряжение, связанное с игрой, может привести к нежелательному поведению, поэтому стала продумывать варианты деятельности, которые могли бы помочь сыну снизить напряжение за счет чередования активностей — непосредственно элементов игры и физической активности. 

В итоге правила игры стали следующими: игроки (мама и Глеб) по очереди кидают игровой кубик, считают точки и делают упражнение «встать-сесть» (на стул) столько раз, сколько точек выпало на кубике. Постепенно игру усложняли, и каждый игрок мог выбрать, какой вид физической активности он хочет выполнить в следующий ход.

При выборе физической активности или вида адаптивного спорта для ребенка или подростка мы учитываем следующие параметры физической активности:

1. Безопасность для ребенка

Например, скалолазание будет достаточно безопасным видом спорта. Технически безопасность обеспечивается страховкой. Тренер может дозировать нагрузку, ограничивать дистанцию и высоту подъема. На начальном этапе лазанья техника выполнения движений не очень важна. 

Прыжки на батуте будут более травмоопасными и потребуют большего ассистирования со стороны взрослого. Однако все относительно, и, например, падения на батуте менее опасны (по крайней мере, на начальном этапе, когда в тренировку еще не включены акробатические элементы), чем падения на льду.

2. Понятность для ребенка занятия, правил, смысла того или иного вида активности

Дети с расстройством аутистического спектра или интеллектуальными нарушениями с большим трудом включаются в игровые виды спорта (баскетбол, футбол и т. д) и игры с мячом: им сложно постичь смысл происходящего и правила таких игр — особенно, когда одновременно происходит много разных действий и в них участвует большое количество народа. Во время игры в футбол по полю бегает множество людей, которые стараются завладеть достаточно небольшим объектом (мячом). Совершается огромное количество перемещений, нужно контактировать и коммуницировать с командой, противниками и тренером в абсолютно непредсказуемых ситуациях. Это точно вызовет трудности у многих детей и подростков.

3. Сложность элементов, которые необходимо выполнять ребенку

Смысл некоторых видов спорта состоит в выполнении достаточно сложных элементов, и это требует освоения всех базовых двигательных навыков. Многим детям и подросткам с двигательными нарушениями такие активности не подходят. Однако мы можем использовать самые разные приспособления и адаптировать среду так, чтобы возможность участия ребенка даже в сложных видах активности возрастала.

Это лишь общие рекомендации. В каждом конкретном случае необходимо учитывать склонности и интересы самого ребенка, а также склонности и интересы других членов семьи — ведь очень важно, чтобы ребенок включался в совместную активность со всей семьей.

Для физической активности, тренировок, адаптивной физической культуры и спорта не существует каких-то особых правил — здесь работают все те же правила организации занятий с детьми и подростками с особенностями развития, которым обычно следуют родители и специалисты:

  • Четко структурируйте занятия.
  • Организуйте среду так, чтобы она была понятна и дружелюбна к человеку (учитывайте интересы, особенности зрения и слуха, функцию руки и способность к захвату предметов, а также сенсорные стимулы, которые могут вызвать перегрузку (!)).
  • Используйте расписание и визуальную поддержку.
  • Используйте понятные правила и поощрения.
  • Формируйте рутины.
  • Начинайте с простого и очень постепенно усложняйте задачи.
Мой кит
В Личном кабинете вы можете настроить рекомендации, выбрав интересующие вас теги. Выбор предпочтений доступен в Эфире, Новостях, Медиа, Библиотеке