Благотворительный фонд «ГАЛЧОНОК»

Удовольствие

«Удовольствие» — четвертое важное слово

Но поверьте, для любого ребенка удовольствие — это самое важное в жизни! Дети снова и снова хотят делать то, что доставляет им удовольствие. Они готовы бесконечно повторять действия, приносящие им радость и удовлетворение. Желание получить интересный результат, освоить новый навык, справиться с чем-то сложным — все это доставляет ребенку удовольствие.

Похоже, что удовольствие, получаемое от достижений и результатов, — один из основных двигателей развития.

Многие взрослые — специалисты и родители — думают, что детям доставляет удовольствие только всякая ерунда, «просто игра», а пользу для развития несут занятия и изучение нового. Но жизнь детей — это и есть игра! Игра для ребенка — как вода для рыбы, без нее дети не смогут выжить и не смогут освоить огромное количество навыков и умений. Когда ребенок раз за разом скидывает со своего столика игрушки, потом зовет маму, чтобы она все подняла, а затем начинает скидывать предметы вновь, он не хулиганит и не стремится рассердить маму, он усваивает, как можно раз за разом получать одинаковый результат: кинул — и предмет на полу. Все падает на пол, если кинуть или перестать держать. У детей таких открытий множество, и все они совершаются в процессе игры: смогу ли я удержаться на краю кровати, дотянусь ли до предмета, покатится ли мяч, а кубик может катиться. Так во время бессмысленной, на первый взгляд, игры ребенок усваивает множество понятий, учиться решать проблемы и накапливает навыки.

Когда мы, взрослые, стараемся заменить игру занятиями и изучением нового материала, мы тренируем запоминание и способность дать правильный ответ на поставленный вопрос. А в игре ребенок сам ставит вопросы, придумывает задачи и находит решения.

Дети с нарушениями могут играть не всегда и не во всякую игру — их возможности изучать мир в процессе игры во многих случаях ограничены. Поэтому специалисты и родители, признавая важность игры и удовольствия для развития ребенка, должны придумывать новые игры и искать такие способы поддержать игру, которые сделали бы это удовольствие доступным для ребенка. Конечно, для каждого ребенка мы будем искать индивидуальные формы адаптации игры и игрушек, но ни в коем случае не следует заменять игру специальным занятием или уроком!

Еще одна важная вещь, относящаяся к удовольствию, — это социальное взаимодействие и огромное количество разнообразных жизненных ситуаций, в которые включается ребенок. Каждому из нас знакомо чувство удовольствия, возникающее в процессе приятного общения. К сожалению, исследования доказывают, что дети и подростки с инвалидностью существенно реже, чем люди без нарушений, включаются в социальное взаимодействие и жизненные ситуации. Ребенок с инвалидностью реже встречается и меньше общается с другими детьми на детской площадке, не часто бывает в обычных для других детей местах: в цирке, театре, игровых зонах, магазинах. Это происходит и из-за существующих барьеров — физических, социальных, экономических, — и из-за опасений родителей, что ребенок не справится или его не примут другие дети и взрослые.

Сегодня, размышляя о том, как помочь детям с инвалидностью развиваться, мы должны спросить себя: «Что мы можем сделать, чтобы стимулировать ребенка и расширить для него возможность включаться в социальное взаимодействие, в игру и получать от этого удовольствие?» 

Начать можно с наблюдения за ребенком и с выявления сферы его интересов — что он любит, что хочет делать. Активности, приносящие ребенку удовольствие, могут быть самые разные — в зависимости от его особенностей. Для каких-то активностей ребенку нужен партнер или партнеры, а какие-то он может выполнять в одиночку. Подумайте, как можно адаптировать предметы и игрушки так, чтобы ребенок, используя их, мог добиваться желаемого эффекта; как выстроить с ребенком коммуникацию, чтобы он мог сигнализировать о том, что хочет продолжить игру, или попросить о чем-то, сделать выбор или поделиться эмоциями.

Не думайте, что в игре есть что-то правильное или неправильное! Ориентируйтесь на желания и возможности ребенка, не поправляйте его, не настаивайте на том, чтобы он выполнял верные действия, не задавайте вопросов, разрушающих игру. И, наконец, используйте активности, в которых ребенку будет заметен результат, или придумайте, как сделать его заметным, — например, если скатывать с горки теннисные мячи так, чтобы они ударялись о жестяной таз, эффект будет намного более сильным, чем если мячик просто покатится по полу. Помните, что игра — это удовольствие от процесса, а не гонка к финишу.

Мой кит
В Личном кабинете вы можете настроить рекомендации, выбрав интересующие вас теги. Выбор предпочтений доступен в Эфире, Новостях, Медиа, Библиотеке