Церебральный паралич — это зонтичный термин, объединяющий группу непрогрессирующих состояний, которые связаны с повреждением мозга на ранних стадиях его развития (внутриутробно, во время родов или в первые два года жизни).
Современное определение церебрального паралича звучит так:
Данное определение было сформулировано в ходе Международного семинара по определению и классификации церебрального паралича (Мэриленд, 2004), работа над ним была продолжена в серии публикаций 2005‒2007 гг. Окончательная версия опубликована в 2007 г. (Rosenbaum et al., 2007).
Результатом церебрального паралича становится нарушение способности поддерживать позу, переходить из одной позы в другую, перемещаться и манипулировать предметами. По мере роста и развития ребенка картина двигательных нарушений часто изменяется. Кроме того, могут возникать вторичные осложнения, которые тоже влияют на состояние картины нарушений. Вторичные ортопедические осложнения — контрактуры, деформации, подвывихи и вывихи — связаны с неоптимальным положение тела ребенка в течение дня, действием неконтролируемых деформирующих сил и отсутствием грамотного использования технических средств реабилитации, а также отсутствием контроля за спастичностью. Важно понимать, что при развитии вторичных осложнений функциональные возможности ребенка будут прогрессивно снижаться.
Церебральный паралич — это самый частый вариант двигательных нарушений, приводящих к инвалидности ребенка. В мире живет приблизительно 17 000 000 людей с церебральным параличом. В разных странах частота случаев церебрального паралича составляет от 1,5 до 4 на 1000 детей, родившихся живыми, это примерно каждый 323-й ребенок. В настоящее время ученые сходятся на мнении, что нет какой-то одной причины возникновения церебрального паралича: в каждом конкретном случае данное нарушение является результатом суммарного негативного воздействия нескольких патогенных факторов.
Наряду с этим заключением ученые пришли к выводу, что лишь в малом количестве случаев церебральный паралич обусловлен только осложненным течением родов, например родовой асфиксией. В Австралии, например, 13 из 14 случаев церебрального паралича вызваны поражением мозга или нарушением его развития, которые произошли до рождения.
В последние годы увеличилось количество исследований генетических факторов, влияющих на развитие церебрального паралича. Это совсем не означает, что церебральный паралич передается по наследству и что в семьях, в которых растет ребенок с церебральным параличом, высокий риск появления второго ребенка с этим же состоянием. Только у 1 % людей с церебральным параличом есть брат или сестра с таким же заболеванием. Церебральный паралич редко встречается даже у близнецов — если у одного из близнецов диагностирован церебральный паралич, в 90 % случаев у второго этого нарушения нет.
Однако ученые сегодня предполагают, что в развитие церебрального паралича могут быть вовлечены некоторые генетические факторы. Считается, что это генетическая предрасположенность к определенным характеристикам, например к недоношенности или проблемам с сердцем, которые запускают цепочку событий (причинно-следственных связей), в ряде случаев приводящих к церебральному параличу.
Кроме этого, в последние годы с введением более точных генетических исследований было описано множество генетических синдромов, которые еще 10‒15 лет назад считались бы церебральным параличом. Эти данные убеждают нас в том, что в каждом конкретном случае необходима максимально точная диагностика и разделение случаев церебрального паралича и возможных генетических нарушений. Это может иметь большое значение для выбора тактики ведения пациента и эффективного маршрута реабилитации.
Как и некоторые другие виды нарушений развития, церебральный паралич встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Приблизительно 58 % детей с церебральным параличом могут самостоятельно ходить и не используют никаких вспомогательных приспособлений или технических средств реабилитации (ТСР).
Кроме двигательных нарушений у человека с церебральным параличом могут быть и другие сопутствующие нарушения. Вот некоторые статистические данные:
Церебральный паралич нельзя вылечить, однако с течением жизни большинство детей с этим видом нарушений осваивают множество двигательных навыков. То, что церебральный паралич нельзя излечить, означает, что ни лекарства, ни массаж, ни самая интенсивная реабилитация, ни колдовство не смогут сделать движения ребенка с нарушениями такими же, как движения ребенка с обычным развитием. С другой стороны, это значит, что усилия должны быть направлены на обучение ребенка правильным движениям и поддержку его двигательной активности. Также это означает, что ребенок с церебральным параличом должен жить обычной, нормальной жизнью ребенка: играть в игрушки, гулять, проводить время дома в кругу близких, знакомиться и играть со сверстниками, ходить в детский сад и учиться в школе, бывать везде, где бывают обычные дети.
Больше о статистике и нарушениях при церебральным параличе, классификации церебрального паралича можно узнать из плаката, подготовленного к Всемирному дню ДЦП Благотворительным фондом «Плюс помощь детям»: https://bbhelp.ru/wp-content/uploads/2020/10/vzroslyj-plakat_den-czp_ppd.pdf.
Image by Gerd Altmann from Pixabay