Каждый человек живет и функционирует в окружающей среде. Жизнь невозможна без взаимодействия с разнообразными факторами среды: физическими, социальными, экономическими, политическими. Различные компоненты окружающей среды существенно влияют на функционирование человека.
К факторам окружающей среды относятся:
Продукция и технологии: изделия и технологии для поддержания мобильности (позы и передвижения), коммуникации, обучения и других видов активности;
Природное окружениеи изменения, произведенные человеком: географические факторы, климат, население, флора и фауна; изменения в природе, производимые человеком; свет, звук, вибрация и другие подобные факторы;
Поддержка и взаимосвязи: семья, родственники, друзья, знакомые, сверстники, коллеги, члены сообщества; люди, обладающие властью; специалисты, домашние животные и другие;
Установки (аттитюды): индивидуальные установки семьи, близких родственников, друзей, посторонних, членов сообщества, коллег и подчиненных; лиц, обладающих властью, специалистов; социальные нормы и правила, идеология и другие подобные факторы;
Службы, административные системы и политика.
Все факторы окружающей среды можно разделить на барьерные и способствующие (облегчающие) факторы. Барьерные факторы препятствуют функционированию человека, а способствующие (облегчающие) факторы поддерживают функционирование. В зависимости от контекста ситуации и вида деятельности одни и те же факторы среды могут быть как способствующими, так и барьерными. Например, музыка помогает включиться игру или танец на празднике, но мешает делать уроки.
Компоненты среды влияют на все компоненты здоровья:
Неоптимальная физическая среда (некачественный специальный стул) влияет на развитие сколиоза (нарушения структур позвоночника);
Поддерживающая социальная среда (необходимая помощь родителей, дополняющая собственную активность ребенка) способствует самостоятельному одеванию (самообслуживание);
Отсутствие необходимого элемента физической среды (активной коляски) препятствует включению в большинство социальных ситуаций в школе;
Физическая и социальная среда дома, поддерживающие самостоятельную активность ребенка, влияют на самооценку и представление о своих возможностях.
Социальное окружение является важнейшим фактором среды для человека с инвалидностью, ведь именно люди организуют и модифицируют среду так, чтобы она поддерживала активность и развитие навыков. Окружающие человека люди создают оптимальные условия для комфортного функционирования и поддержания активности человека с инвалидностью:
Анализируют окружающую среду, выделяют барьеры и способствующие факторы;
Модифицируют физическую и социальную среду так, чтобы максимально поддержать активность и участие человека с нарушениями;
Не ограничивают собственную активность человека, внимательны к его сигналам и направлены на диалог; обеспечивают минимально достаточную степень поддержки; изменяют поддержку в зависимости от состояния человека, изменения его настроения, уровня стресса и других факторов, которые могут влиять на активность;
Ищут возможности для включения человека с нарушениями в значимые для него жизненные ситуации, а при необходимости модифицируют ситуацию, чтобы поддержать участие.