Нормализация означает стремление к нормальным условиям жизни любого человека, в том числе и человека с теми или иными нарушениями. В основе этой концепции лежат выводы о том, что качество жизни людей определяется совсем не нарушениями, а именно тем, что мешает им вести полноценную жизнь, то есть жить так же, как их ровесники без нарушений.
Мы знаем, каким образом среда, возможность самостоятельно передвигаться с использованием технических средств реабилитации, максимально возможная независимость в действиях и решениях, возможность учиться, трудиться, включаться во множество важных жизненных ситуаций влияет на развитие людей с инвалидностью, освоение ими навыков и использование этих навыков. С другой стороны, мы также знаем, как изоляция, исключенность и ограничение активности, которые можно наблюдать в закрытых учреждениях, приводят к тому, что нарушения человека множатся и усугубляются.
Принцип «нормализации» жизни впервые начали обсуждать в скандинавских странах в конце 1940–50-х годов. Однако первые реальные изменения в социальной политике, основанные на применении этого принципа, произошли только в конце 60-х годов. прошлого века, когда шведский исследователь и общественный деятель Бенгт Нирье (Bengt Nirje) сформулировал основные положения нормализации.
Согласно этим положениям, жизнь человека с нарушениями, какими бы тяжелыми они ни были, должна быть максимально приближена к жизни обычного человека. Нормализация жизни не означает, что человек с нарушениями становится «нормальным», то есть человеком без нарушений. Концепция нормализации жизни подразумевает, что становится нормальной жизнь человека (такой же, как у других членов общества).
Это возможность расти в доме своих родителей, получать поддержку для развития навыков и формирования личности, ходить в обычную школу, даже если для обучения человеку необходима поддержка и специальные условия, в определенный момент начать жить отдельно от родителей, вступать в партнерства, жить с друзьями, создавать семью, принимать все больше и больше самостоятельных решений.
А еще жить в уверенности, что люди принимают нас всерьез и относятся к нам с уважением.
Нормальное состояние жизни для любого человека включает:
Приведем несколько очень простых примеров.
Попробуем разобраться, почему это происходит на примере ребенка с нарушениями развития.
Что же можно делать, чтобы развивать навыки ребенка и учить его самостоятельно регулировать свой режим дня?
Во-первых, стараться использовать приспособления или технические средства реабилитации (ТСР) — так ребенок сможет обойтись без рук взрослого и почувствует себя физически независимым от близких. В ситуации с использованием ТСР взрослый сможет стать партнером по игре, переместиться так, чтобы быть напротив ребенка — так легче взаимодействовать, играть и понимать друг друга. А ребенок, находясь в техническом средстве реабилитации (например, сидя на специальном стуле со столиком и играя в игрушки, которые находятся перед ним), будет постепенно учится выбирать то, что ему нужно, и действовать самостоятельно.
Вторая идея — сделать для ребенка «видимым», «заметным» и имеющим значение расписание дня. Для этого можно сделать расписание с картинками или предметами-символами, которые обозначают важные режимные моменты: еду, прогулку, игру, сон, приход папы с работы и время мультиков. Перед тем, как идти гулять, ребенку показывают символ и говорят: «Смотри, сейчас нам нужно идти гулять, а потом мы пообедаем!». Ребенок может сам убирать символ, если дело уже сделано — «Сделал дело и убрал картинку!» Это важное начало для того, чтобы освоить смысл понятий «сейчас» и «потом». Постепенно можно будет перейти к более абстрактным способам распознавания времени и регулирования режима дня.
Еще одна необходимая стратегия, которая подготовит ребенка к самостоятельности, — давать ему выбор везде, где это возможно. «Что ты хочешь: это или это?» — очень важный элемент осознания собственной значимости и способности решать что-то в повседневной жизни.
Описанные здесь приемы — это лишь первые шаги на пути к готовности ребенка самостоятельно себя занимать, структурировать режим дня и свое свободное время. Никто не знает, насколько преуспеет в этом каждый конкретный ребенок, но без первых шагов и обучающей поддержки самостоятельности точно не достигнешь.
Еще один пример связан с нормальными этапами взросления и независимой жизнью.
Принцип нормализации — это философия, изменившая подход к организации помощи и поддержки для людей с нарушениями развития и любыми другими видами инвалидности.
Этот подход основан на понимании того факта, что маленькие шаги и небольшие изменения — надежный путь ко всё большей и большей независимости и включенности в нормальную жизнь.
Image by my best in collections - see and press
Перевести субтитры в видео на русский: значок шестеренки под видео - перевести - выбрать русский.