К личностным, или персональным, факторам относят индивидуальные особенности человека, которые влияют на его здоровье. Это гендерные, возрастные, расовые особенности, уровень образования человека, его жизненный опыт, особенности личности.
В течение жизни часть этих факторов остается неизменной, а часть меняется. Каждый из нас может рассмотреть список персональных факторов (пол, гендер, возраст, расовые особенности, рост, вес, телосложение, особенности здоровья, социальное происхождение, социальный класс, опыт, образование, профессия, темперамент, характер, способности, привычки, склонности и предпочтения, самооценка и др.) и проанализировать, какие из них менялись или оставались неизменными от нашего рождения до нынешнего возраста.
Исходя из своих предпочтений, желаний, привычек, возраста, гендера, образования, социального происхождения, опыта, самооценки, ощущения сил и возможности выполнить те или иные действия:
Человек выбирает активности и способ выполнения различных видов деятельности.
Человек выбирает жизненные ситуации, в которые включается, а также степень включенности в них.
Человек реорганизует среду, в которой он функционирует, — взаимодействует с различными элементами среды, формирует среду (предметную, социальную, природную), влияет на мнения и аттитюды окружающих людей.
Человек выбирает образ жизни, который в свою очередь влияет на возникновение, прогрессирование, стабилизацию или уменьшение нарушений структуры и функции организма.
Равным образом все компоненты здоровья влияют на личность человека и формируют персональные факторы:
Нарушения структуры и функции, вызывая дискомфорт и боль, влияют на образ жизни человека, его опыт, характер и другие личностные факторы.
Активность формирует опыт, активности, связанные с работой и профессиональными обязанностями, влияют на идентичность, самооценку и опыт.
Участие формирует опыт социального взаимодействия, представления о своей привлекательности, знание о своих социальных и семейных ролях, гендере и отношении окружающих.
Среда влияет на представления о своих возможностях и ресурсах, об опыте и на формирование «я могу!»- или «помоги мне»-личности. Экономическая, политическая и социальная среда влияют на возможность получения образования, профессии, на идентичность человека.
Мы должны помнить, что практики реабилитации в значительной степени влияют на личность человека:
Насилие и игнорирование потребностей человека вызывают фрустрацию, повышают уровень стресса, снижают способность к обучению и освоению новых навыков.
Ограничение активности человека в процессе реабилитации снижает его мотивацию, подавляет инициативу и исследовательское поведение.
Пассивное манипулирование телом человека и постоянная физическая зависимость от помогающих вызывают трудности установления психических и физических границ.
Отсутствие стабильного социального окружения и возможности устанавливать надежные отношения с людьми деформирует опыт взаимодействия и построения отношений.
Отсутствие стабильной среды, игнорирование домашних рутин, ценности отдыха и свободного времени нарушает формирование навыков самостоятельности.