Начиная с середины 90-х гг. в исследовательской практике развивается подход, при котором решения о применении профилактических, диагностических и терапевтических мероприятий принимаются исходя из имеющихся доказательств их эффективности и безопасности. В медицине этот подход получил название «доказательная медицина» (evidence-based medicine), а в других областях, для которых доказательства эффективности и безопасности применяемых методов не менее важны, — «доказательная практика» (evidence-based practice).
Доказательная практика важна для реабилитации, педагогических занятий с детьми, имеющими нарушения развития, для психологической работы с семьями — в современном мире мы не можем тратить время и ресурсы людей на методы, эффективность и безопасность которых не доказана. Конечно, мир не стоит на месте, и новые методы помощи постоянно разрабатываются. Однако современное развитие науки требует, чтобы эффективность исследовательских практик была доказана с самых первых дней их применения.
Использование доказательного подхода значительно изменило как медицинскую практику, так и практику реабилитации. С течением времени данный подход начал модифицироваться. Прежде всего изменения были связаны с тем, что сегодня выбор использования того или иного метода лечения или реабилитации (как и наполнение программы реабилитации и ведения) зависит не только от решения специалиста, но и от предпочтений, опыта и установок самого пациента, человека с инвалидностью, или его семьи. В результате может оказаться, что метод, принятый авторитетными организациями, внесенный во все протоколы ведения и имеющий высокий уровень доказательности, может категорически отвергаться самим человеком или его семьей. В реабилитации, где включенность в процесс человека с инвалидностью или его близких (если речь идет о реабилитации ребенка) крайне важна, опыт, предпочтения и установки конечных потребителей будут иметь столь же решающее значение, сколь и мнение специалиста. Ориентация на мнения и предпочтения клиента дополняет доказательную практику и делает ее клиент-центрированной.
Еще одним важным дополнением к первоначальной концепции доказательной практики при принятии решений стал учет опыта, предпочтений и условий, в которых работает специалист. И, если говорить конкретно о реабилитационной практике, то в этом случае следует учитывать условия и ситуации, в которых оказываются те или иные реабилитационные услуги. Действительно, имеются значительные различия в том, какие методы и подходы может использовать эксперт в специализированном центре или дома у клиента или какими методами владеет специалист из набора рекомендованных подходов с доказанной эффективностью.
Таким образом, доказательно-информированная практика (ДИП) рождается в результате взаимодействия 3 компонентов:
ДИП меняет способ взаимодействия клиента и специалиста в ситуации принятия решений в клинической практике — с патерналистского (когда специалист авторитарно «назначает» клиенту некий усредненный набор услуг) на партнерский (при котором специалист и клиент вместе выбирают наиболее эффективное и разумное в конкретной жизненной и клинической ситуации решение).
ДИП значительно изменяет ежедневную клиническую практику специалиста, требуя организовывать рутинную работу максимально доказательным образом. Это включает применение надежных и достоверных инструментов оценки состояния клиента и эффективности реабилитации, использование четких протоколов ведения случаев.
С другой стороны, доказательно-информированная практика требует внимания к информированию и обучению клиентов: получатели услуг должны уметь анализировать информацию, критически мыслить и соотносить информацию с собственной жизненной ситуацией.
Развитие доказательно-информированной практики также меняет подход к научным исследованиям. Традиционно более распространенные количественные исследования дополняются качественными исследованиями взгляда клиента на ситуацию, реабилитацию, ее результаты и ценности. В исследования результатов реабилитационных программ, наряду с профессиональным анализом, включается оценка качества жизни клиента и субъективная оценка результатов реабилитации.
Photo by Terry Vlisidis on Unsplash