Коммуникативный партнер, или партнер по коммуникации, — это тот человек, во взаимодействие с которым вступает ребенок. Коммуникативные партнеры могут быть знакомыми и незнакомыми. Знакомые партнеры — это все те люди, которые составляют привычное окружение ребенка; незнакомые — те, с кем он сталкивается в различных внешних коммуникативных ситуациях.
Первыми коммуникативными партнерами ребенка становятся его родители — коммуникация с ними начинается задолго до развития вербальной коммуникации и со стороны ребенка осуществляется посредством мимики, вокализаций и двигательных реакций.
Когда ребенок становится старше, его коммуникативные навыки развиваются, а количество его коммуникативных партнеров увеличивается — к их числу добавляются другие родственники, сверстники, учителя. Начинают появляться незнакомые коммуникативные партнеры — люди, которых ребенок встречает в магазине, поликлинике, на детской площадке. Среди них выделяются ситуативные партнеры — те, с кем ребенок сталкивается время от времени, но общение с ними остается в рамках определенного контекста и не предполагает выстраивания более тесного взаимодействия.
Думая о мире, окружающем ребенка, с позиций концепции МКФ, мы рассматриваем факторы окружающей среды как ресурсы и барьеры, где ресурсы — это все факторы, способствующие развитию человека, а барьеры — факторы, препятствующие этому развитию. Все эти факторы делятся на политические, экономические, физические, биологические и социальные. И именно к социальным факторам мы отнесем партнеров по коммуникации.
Рассматривая коммуникативного партнера как фактор окружающей социальной среды, мы пониманием, что партнер может как стимулировать формирование у ребенка коммуникативных навыков, так и замедлять, а в некоторых случаях и вовсе останавливать этот процесс. Социальная среда, поддерживающая ребенка и предъявляющая к нему адекватные требования, дает ему ощущение комфорта и безопасности, создает пространство, где он может пробовать и ошибаться, открыто выражать эмоции, оказывать влияние на то, что с ним происходит. В такой среде ребенку доступно множество возможностей для того, чтобы учиться и обретать новые умения*.
Для начала, не следует быть слишком быстрым и нетрепливым. Если коммуникативный партнер постоянно подгоняет ребенка, перебивает его и не дает времени на обдумывание ответной реакции, это снижает мотивацию ребенка к общению, — в таких ситуациях ребенок чувствует себя крайне уязвимо и небезопасно. В подобной психологической обстановке ребенок ничему не сможет научиться.
Некоторые коммуникативные партнеры склонны чрезмерно опекать тех, с кем вступают во взаимодействие: они угадывают, что ребенок хочет сказать, отвечают и делают выбор вместо него. Все эти действия формируют выученную беспомощность. Ребенок не понимает, зачем ему проявлять инициативу и что-то решать, если это делают за него другие люди.
Существует и другая крайность, при которой коммуникативные партнеры игнорируют сигналы других участников коммуникации, не замечают протестов и не ждут выражения согласия. Находясь в такой ситуации, ребенок может закрыться, так как чувствует, что не может ни на что повлиять и что попытки о чем-то сообщить бессмысленны.
В некоторых случаях партнеры по коммуникации предъявляют завышенные требования, хотят, чтобы им отвечали, правильно выговаривая слова, могут говорить, что не понимают, когда им показывает желаемое жестами или звуками. В этих ситуациях очень важно помнить, что навыки у детей формируются постепенно, а коммуникативные навыки не равны речевым, хотя именно они формируют основу, на которую надстраивается вербальная речь, если она доступна человеку.
Иногда коммуникативные проявления ребенка могут вызывать у окружающих неуместные реакции. Например, ребенок может заплакать из-за сломавшейся игрушки, а взрослые ответят на это обстоятельство смехом, хотя для ребенка это серьезное переживание.
Все описанные реакции со стороны коммуникативных партнеров ребенка — особенно, если они носят систематический характер и исходят от самых близких для него людей, — сказываются на способности ребенка доверять им и его готовности выражать себя**.
____________________
* См.: https://apps.who.int/classifications/icfbrowser/.
** См.: Communication Partner skills.