Родители часто выражают опасения, что использование альтернативной или дополнительной коммуникации может привести к тому, что ребенок привыкнет к карточкам или жестам и не будет пользоваться речью. При этом ни одного доказательного исследования, подтверждающего эту точку зрения, не существует, в отличие от научных изысканий, доказывающих обратное.
Так, исследователи Д. Миллар, Д. Лайт и Р. Шлоссер*, проведя анализ научных публикаций, посвященных АДК, выявили, что использование АДК в бóльшей части случаев приводит к улучшениям вербальной речи, в остальных случаях применение метода АДК не оказывает никакого влияния на развитие устной речи, в том числе и не ухудшает ее. Данные выводы были подтверждены и другими учеными.
Достаточно часто родители высказывают сомнения, пришло ли время использовать АДК, — ведь обычные дети в раннем возрасте еще не говорят в привычном смысле этого слова. Да, не говорят, но имитируют звуки, слова и мимику взрослых, подражают, показывают жестами, обозначая свой интерес, свои желания, просят, отказываются, привлекают внимание и т. п.
Процесс овладения коммуникативными навыками начинается для ребенка задолго до того, как он научится полноценно пользоваться устной речью. Все эти предвестники вербальной коммуникации очень важны и являются основой для формирования более сложных коммуникативных и речевых навыков. Специалисты считают знаковыми такие этапы становления вербальной речи, как подражание и имитация, и рекомендует использование АДК для восполнения этих способностей**.
Часто речь ребенка может быть недостаточно четкой, смазанной, словарный запас может быть серьезно ограничен, однако родители, проводящие с ребенком все время, научаются хорошо его понимать и не видят необходимости в АДК.
В таких случаях очень важно донести до родителей, что ситуация, когда ребенку требуется «переводчик» в общении со сверстниками, специалистами, незнакомыми людьми, снижает его желание к общению и не лучшим образом сказывается на развитии самостоятельности.
Следует понимать, что использование дополнительной коммуникации не отменяет вербальную речь, а, напротив, подкрепляет и расширяет возможности говорения. Применение практики АДК помогает ребенку более уверенно вступать в коммуникацию, обеспечивает возможность самому проявлять инициативу в общении и выражать себя, а родителя избавляет от необходимости каждый раз угадывать и объяснять окружающим, что ребенок имел в виду.
____________________
* Millar D., Light J., Schlosser R. The impact of augmentative and alternative communication intervention on the speech production of individuals with developmental disabilities: A research review // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2006. Vol. 49. P. 248‒264.
** DeThorne L., Johnson C., Walder L., Mahurin‐Smith J. (2009). When “Simon Says” doesn’t work: Alternatives to imitation for facilitating early speech development // American Journal of Speech‐Language Pathology. 2009. Vol. 18. P. 133‒145.
Photo by Rohit Farmer on Unsplash