Коммуникация представляет собой процесс взаимодействия между двумя и более людьми. Всю коммуникацию можно условно разделить на вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация осуществляется при помощи устной речи, а невербальная — посредством жестов, мимики, позы и других сигналов нашего тела. Бóльшую часть информации при общении мы получаем именно через невербальные сигналы наших собеседников, то есть для нашего восприятия важнее, не то, что говорит нам человек, а то, как он это делает, какие использует жесты, что выражает его лицо, какие позы он принимает в процессе коммуникации.
Среди нас живет большое количество людей, для которых вербальная коммуникация по каким-то причинам недоступна — это ограничение может иметь временный или постоянный характер. В тех случаях, когда человек не может использовать устную речь, ему необходимо подобрать альтернативный способ коммуникации — чтобы он мог выражать свои мысли и желания.
Если человек обладает определенным опытом и не имеет других серьезных ограничений, кроме временной невозможности говорить, — например, если он в результате простуды ненадолго теряет голос, он может просто писать записки, набирать текст в телефоне и подкреплять это привычными, понятными всем жестами.
Если причины, которые ограничивают или делают вербальную коммуникацию полностью невозможной, более серьезны и необратимы, мы можем предложить человеку различные способы альтернативной или дополнительной коммуникации (далее — АДК).
Следует подчеркнуть, что альтернативная коммуникация призвана полностью заменить отсутствующую функцию — возможность объясняться с окружающими с помощью устной речи, а дополнительная коммуникация позволяет поддерживать нарушенную функцию и используется в случаях, когда речь человека непонятна для окружающих, или ограничена всего несколькими словами, или произнесение слов требует слишком больших усилий говорящего.
Можно выделить следующие группы людей, которым необходимо использовать АДК:
Люди с нарушениями интеллекта. В зависимости от степени выраженности интеллектуального нарушения коммуникативные трудности могут быть связаны с пониманием и / или воспроизведением устной речи.
Люди с двигательными нарушениями. При выраженных нарушениях движения может быть поражен артикуляционный аппарат, что в разной степени влияет на устную речь — затрудняет ее или делает полностью невозможной.
Люди с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Трудности с использованием устной речи в этом случае могут быть связаны с различными причинами и зависят от того, какие именно нарушения наблюдаются у человека.
Люди с сенсорными нарушениями (нарушения зрения, нарушение слуха или сочетание этих нарушений). В таких случаях могут использоваться сложные системы, например жестовый язык.
Люди, перенесшие различные травмы. Последствия некоторых травм могут сказываться на способности человека говорить. Такие нарушения могут иметь временный или постоянный характер.
Люди с тяжелыми нарушениями речи. В зависимости от степени выраженности нарушения человеку может требоваться средство, замещающее или дополняющее вербальную речь.
Люди с нарушениями аутистического спектра. В некоторых случаях люди с РАС не используют вербальную речь вообще или используют ее не с целью коммуникации.
Люди с поведенческими нарушениями. При выраженных нарушениях поведения АДК может выполнять регуляторную функцию и облегчать человеку понимание обращенной к нему речи.
Люди с прогрессирующими заболеваниями. Некоторые из прогрессирующих заболеваний разрушают структуры и функции, отвечающие за воспроизведение устной речи.
Потребность в АДК может возникнуть у людей разного возраста: это могут быть как совсем маленькие дети, которые не начинают своевременно использовать коммуникативные сигналы, возникающие еще до формирования вербальной речи, — звуки, гримасы, простые жесты, — так и взрослые люди, чья речевая функция была нарушена. Людям, которые не могут использовать устную речь для полноценной коммуникации, необходимо подбирать отвечающие их возможностям и потребностям способы и средства АДК.
Способы и средства АДК представляют собой обширный специализированный инструментарий различных уровней сложности — от базовых естественных символов до специальных технических устройств. В каждом конкретном случае выбор способа АДК осуществляется с учетом индивидуальных особенностей пользователя и адаптируется под его возможности.