Мы поговорим на тему, которая довольно часто освещается в различных источниках, однако вопросов по ней меньше не становится. Мы сделаем краткий обзор самых распространенных способов альтернативной и дополнительной коммуникации. Мы расскажем, какие из средств можно купить, а какие —сделать самостоятельно, а главное — расскажем о том, как и кому их использовать.
1. Использование реальных предметов
Это могут быть настоящие предметы — например, чашка. Миниатюрные копии — игрушечная чашечка. Или части предметов. А также условные, осязаемые символы. Например, в нашем случае пакетик с крупой напоминает чайный пакетик и обозначает чай.
Данный способ подходит для самых маленьких, а также для лиц с выраженными когнитивными трудностями или нарушениями зрения, для пользователей, которые находятся на доинтенциональном уровне поведения (когда сознание не направлено на предмет) — то есть это люди, у которых есть серьезные трудности в понимании языка, а их действия еще не обращены к собеседнику; их поведение характеризует предпочтение или избегание чего-либо.
Введение в коммуникацию реальных объектов поможет подготовить человека к тому, что будет с ним происходить (упреждающий сигнал).
Объекты могут использоваться для планирования дня (части дня, деятельности) и в ситуации выбора. Чтобы помочь человеку почувствовать себя безопасно, необходимо использовать сигналы для структурирования времени, места, людей, предметов, ритма дня. Можно использовать предметы отдельно, а можно зафиксировать их на карточках или расположить на самодельном планшете или планшете с разделителями. При работе с предметами следует оградить человека от чрезмерного количества стимулов. Обеспечьте физическое удобство его позы и положения головы.
Все эти предметы легко можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине детских товаров.
2. Коммуникативные кнопки
Можно выделить следующие типы кнопок:
Коммуникативные кнопки могут быть разными по чувствительности — с твердым нажатием, с более мягким или сенсорные.
Коммуникативная кнопка воспроизводит ранее записанное сообщение длительностью до 30 сек.
Такая кнопка будет удобна для людей, которые учатся обращаться к человеку с намерением, начинают понимать или уже понимают речь. В мимике, вокализации, поведении таких людей можно распознать реакцию на то, что сказал другой человек.
Ребенок хочет сознательно влиять на окружающих людей во все большем количестве случаев.
Кнопки с различными текстурами подойдут детям с нарушениями зрения. А кнопки с картинками будут полезны тем, кто осваивает символы, но нуждается в более четкой обратной связи.
Способы коммуникации можно объединять. К примеру, на кнопке может быть зафиксирован предмет или его часть.
Выбирая кнопку, определитесь, какая плотность нажатия будет удобна и доступна ребенку. Решите, какой частью тела ребенок будет нажимать на нее. Это не всегда может быть только рука. Иногда кнопку можно закрепить на кресле, чтобы нажимать ногой, или на подголовнике — для управления головой.
Ваша реакция на нажатие кнопки поможет ребенку понять, что его желание распознали правильно и дали ожидаемый ответ. Поощряйте просьбы дать предмет или что-то сделать. Создавайте ситуации, в которых ребенок захочет вас о чем-то попросить. Дайте ему возможность действовать с вашей помощью, влиять на свою жизнь.
Кнопки можно использовать для освоения отдельных коммуникативных навыков: просить еще, отказываться, приветствовать, прощаться, называть.
А еще их можно использовать в различных играх. Например, кнопку можно положить на дно корзины, и всякий раз, когда ребенок метко кладет мяч в корзину, кнопка будет говорить: «Ура! Попал». Либо кнопку можно использовать как просьбу дать отдых и записать на ней: «Мама, обними меня» или «Я устал». С помощью кнопки мы можем рассказать сказку или спеть песню вместе с ребенком. Эти игры имитируют диалог. Они учат ждать или делать что-то по очереди.
Кнопки-контроллеры можно купить или сделать самостоятельно. С их помощью можно адаптировать различные формы активности: включать или выключать лампу, пылесос, вентилятор, игрушку (например, игрушка может быть подключена к кнопке, нажатие на которую включает песню).
Эта деятельность поможет сформировать у ребенка причинно-следственную связь, а также включить его в активность, соответствующую возрасту.
3. Жесты
Использование жестов подходит детям, которые умеют направлять свои сообщения в любой форме (они общаются с вами с определенной целью передать свое намерение и желание). Здесь можно выделить естественные жесты, которые мы осваиваем, живя в культуре, и русский жестовый язык (у каждой национальности жестовый язык свой). Также существуют жестовые программы, например «Макатон».
Жест выполняет коммуникативную функцию. Перед нами не стоит задача научить ребенка показывать жест идеально. Но, выбирая тип жестового языка и предлагая ребенку жесты как способ АДК, нужно оценить функцию руки и возможность ребенка повторить жест.
Жесты могут использоваться отдельно и вместе с другими типами АДК — например, совместно с кнопками или графическими символами. В процессе введения жестовых символов используются те же стратегии, что и при введении графических изображений.
4. Использование рисунков или специальных символов
Использование графических изображений подходит детям, которые уже умеют либо пробуют направлять свои сообщения партнеру по коммуникации.
Программы для создания символов зачастую платные. Однако в них есть бесплатные периоды использования. Кроме того, существуют сайты с бесплатными картинками на русском языке.
Примеры программ:
Графическими изображениями могут быть фотографии, символы — черно-белые или цветные, на разном фоне, более или менее абстрактные (выбираются в зависимости от возможностей ребенка).
На этом этапе задача взрослого — предоставить множество поводов для коммуникации.
Словарь ребенка может составлять всего две-три карточки. Но важно, чтобы эти карточки стабильно использовались всеми взрослыми, которые общаются с ребенком.
Мы определяем, как именно ребенок будет использовать карточки:
По аналогии с указанием рукой для реализации коммуникации с помощью взгляда есть как высокотехнологичные, так и низкотехнологичные способы. Чтобы научить ребенка делать выбор взглядом, мы начинаем с выбора из двух предметов или двух символов. Но предъявлять их следует на уровне глаз. Для этого можно использовать специальную рамку — вырезку из обычного оргстекла, в которой ваше лицо будет по центру, а картинки будут зафиксированы сбоку; выбором в данном случае можно будет считать переход взгляда ребенка с картинки на вас.
Eye-tracking является высокотехнологичным способом управления взглядом. Инфракрасная подсветка, которая отражается глазным яблоком, регистрируется оптическим сенсором устройства, что позволяет фиксировать траекторию взгляда.
Вне зависимости от того, какой способ удобен ребенку — выбор рукой или взглядом, — отдельные символы по мере освоения коммуникативных навыков могут объединяться в тематические коммуникативные страницы и сложные коммуникативные альбомы или книги. В таких случаях используется особая структура, цветовая кодировка. Все это сделано для того, чтобы помочь ребенку освоить конструирование фраз и правила языка.
Развивая коммуникацию, важно предусмотреть, чтобы никакие доступные ребенку навыки не были упущены. Это навыки: отказываться и протестовать, просить или делать выбор, называть, комментировать, использовать вежливые обороты речи, отвечать на вопросы и задавать их, получать информацию и передавать ее, выстраивать большие фразы и сложные предложения, рассказывать о прошедших событиях и о своих планах.